Педагогам

Правілы педагагічных работнікаў

Правила педагогических работников

    Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.

В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:

  1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.
  2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
  3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
  4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
  5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
  6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
  7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
  8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
  9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
  10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

Из приказа Министра образования Республики Беларусь "Об утверждении Правил педагогических р

свернуть

Адукацыйны стандaрт

АДУКАЦЫЙНЫ СТАНДАРТ ДАШКОЛЬНАЙ АДУКАЦЫІ

https://adu.by/images/2022/08/standart-doshkol-obraz.pdf

свернуть

Пра пераемнасць навучання

Что нужно знать о  преемственности образования
Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается  среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Как лучше это делать? Чему и как учить?
 Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.
Нет, не готовим! Они уже живут!
И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.
Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.
Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.
За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.
Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
•    приобщать детей к здоровому образу жизни;
•    обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
•    развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
•    включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
•    формировать знания об окружающем мире;
•    стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
•    формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
•    развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
•    формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
•    развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие»,  установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания 
Направления реализации преемственности:
1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:
•    установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
•    взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и  начальной школы;
•    совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
•    совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
•    семинары-практикумы;
•    взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением);
•    психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;
•    изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми может включать:
•    организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
•    организация экскурсий по школе;
•    комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
•    проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
•    совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей может включать:
•    совместное проведение родительских собраний;
•    проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
•    посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
•    открытые занятия;
•    консультации воспитателей, учителей начальных классов;
•    привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.
В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
         Помните, что ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

Нормативные правовые документы

 

Алгарытм дзеянняў для ажыццяўлення пераемнасці

паміж дашкольнай установай і пачатковай школай:

• узгадніць мэты і задачы выхавання, навучання і развіцця дзяцей на дашкольнай і I ступені школьнай адукацыі;

• распрацаваць агульныя падыходы і патрабаванні да арганізацыі адукацыйнага працэсу;

• улічваць агульныя прынцыпы пабудовы вучэбных праграм, методык, тэхналогій;

• інтэграваць прадметныя вобласці ведаў дашкольнай і пачатковай адукацыі;

• удасканальваць формы арганізацыі і метады навучання як у дашкольнай установе, так  і ў пачатковай школе;

• ажыццяўляць дыялектычную ўзаемасувязь паміж педагагічнымі тэхналогіямі навучання і выхавання дзяцей у кантэксце пераемнасці дашкольнай і пачатковай адукацыі.

 

Асноўныя паказчыкі гатоўнасці да школы:

  • фізічнае развіццё, стан здароўя;
  • узровень пазнавальнага развіцця;
  • ўзровень псіхалагічнага развіцця (мысленне, увага, памяціь уяўленні);
  • камунікатыўнае развіццё  (уменне мець зносіны як з аднагодкамі, так і з дарослымі);
  • ўзровень развіцця маральна-валявой сферы.

 

 

Мерапрыемствы гадавога плана па пераемнасці ў рабоце

між Лашанскім дзіцячым садам і СШ №2 імя А.С.Пушкіна г. Узда

№ п/п

Мерапрыемства

Тэрмін

1.

Аналіз забяспячанасці вучэбнымі дапаможнікамі “Мае першыя ўрокі” выхаванцаў  5-гадовага ўзросту.

Афармленне  "Вугалка школьніка" ў т рознаўзроставай групе

Верасень

3.

Аналіз забяспечанасці ўстановы адукацыі  сродкамі навучання.

Гутарка з дашкольнікамі "Што мы ведаем пра школу".

Кастрычнік

4.

Сустрэча з  першакласнікамі "Школа -- гэта.."

Лістапад

5.

Удзел былых выпускнікоў дзіцячага сада  ў навагоднім свяце “ Ах, Новы год!"”.

Снежань

6.

Міні-даследаванне  “Будучы першакласнік – які ён?"

Студзень

7.

Арганізацыя  выставы наглядна-інфармацыйных матэрыялаў “Хутка ў школу”.

Люты

8.

Арганізацыя наведвання выпускнікамі мацярынскай школы СШ №1 г. Узда

Сакавік

9.

Кансультацыя  псіхолага  бацькам  выпускнікоў “У першы клас з ахвотай”. 

Красавік

10.

Правядзенне  мерапрыемства "Бывай, дзіцячы  сад” 

Май

11.

Сустрэчы выхавальнікаў дашкольнай адукацыі і настаўніка 1 класа  "У добры шлях!"

Чэрвень

12.

Індывідуальныя кансультацыі бацькам  па падрыхтоўцы дзяцей да школы.

Ліпень

13.

Складанне банка даных аб дзецях 5-ці гадовага ўзросту, якія пражываюць у мікрараёне.

свернуть

Парады педагогам

Парады педагогам

 

Парады педагогам па арганізацыі дамашняга візіту (наведвання сямі)
 

Выхавальнік кожнай ўзроставай групы павінен наведаць сем’і сваіх выхаванцаў. Педагог ставіць пэўную мэту ў залежнасці ад сітуацыі:

  • выявіць ўмовы сямейнага выхавання;
  • пазнаёміцца ​​з тым, як жыве дзіця дома, чым займаецца, што турбуе, абцяжарвае бацькоў;
  • пазнаёміцца ​​з выхаванцамі і яго блізкімі ў звыклай для дзіцяці абстаноўцы;
  • выявіць лепшы вопыт сямейнага выхавання;
  • вывучыць стыль выхавання, узровень узаемаадносін у сям’і;
  • наведванне з мэтай педагагічнай асветы бацькоў і інш.

Хатні візіт патрабуе дбайнай падрыхтоўкі.

Паведаміце сям’і аб сваім візіце, з якой мэтай і на працягу якога часу Вы плануеце ў іх знаходзіцца. Вазьміце з сабой работы дзіцяці, партфоліо. Не кажыце толькі самі, дайце магчымасць членам сям’і расказаць пра сваё дзіця, задаць пытанні.

Кажучы пра дзіця, старайцеся больш хваліць яго.

Умейце назіраць! Назіранне фактаў дае багатую інфармацыю для ацэнкі ўнутрысямейнай сітуацыі, у якой выхоўваецца дзіця, і фармулявання высноваў.

Важна выявіць псіхалагічны клімат у сям’і, дзіцяча-бацькоўскія адносіны, хто займаецца выхаваннем дзіцяці, які лад жыцця вядзе сям’я, як праводзіць вольны час і інш.

Звярніце ўвагу на бацькоў, якія ўсяляк ухіляюцца ад наведваньня іх сям’і. Магчыма, гэта сем’і, якія хаваюць сямейны недабрабыт і не жадаюць, каб выхавальнік стаў сведкам гэтага. Калі адмова ад наведвання сям’і дапаўняецца іншымі негатыўнымі фактарамі: недагледжаны выгляд дзіцяці, замкнёнасць або празмерная агрэсіўнасць, з’яўленне бацькоў у нецвярозым выглядзе, грубасць у зносінах з дзецьмі і інш. - выхавальніку неабходна паведаміць пра гэта адміністрацыі ўстановы або спецыялістам СППС для прыняцця мер.

 

Тэхналогія дамашняга візіту

Правесці папярэднюю працу, вывучыць наяўныя аб дзіцяці матэрыялы: дыягнастычныя дадзеныя, дзіцячыя малюнкі, пагутарыць са зменным выхавальнікам, пры неабходнасці - з іншымі спецыялістамі (медсястрой, педагогам-псіхолагам і г.д.). У выніку гэтага выхавальнік будзе мець агульнае ўяўленне пра сям’ю.

Ўдакладніць з бацькамі дзень і час  візіту.

Прадумаць ўтрыманне хатняга візіту, скласці план:

  • пра што спытаць, якія пытанні ўдакладніць у бацькоў;
  • на што звярнуць асаблівую ўвагу (стыль зносін, наяўнасць цацак і бібліятэкі, характар ​​дзейнасці ў сям’і і інш.);
  • прапанаваць бацькам ахарактарызаваць свайго дзіцяці, каб даведацца, як яны разумеюць і ўспрымаюць яго, якія яго інтарэсы;
  • па якім пытанні пагаварыць мэтанакіравана, даць парады, невялікую кансультацыю, падрыхтаваўшыся да яе;
  • па неабходнасці навучыць бацькоў якім-небудзь канкрэтным уменням (напрыклад, гуляць з дзецьмі ў настольна-друкаваную гульню, як правесці гутарку з дзіцем па прачытаным творы, аб прагледжанай дзіцячай перадачы і г.д.).

Правесці хатні візіт у адпаведнасці з планам. Пры гэтым візіт не павінен доўжыцца больш за 30-40 хвілін. Праводзіцца ён тактоўна, карэктна.

Пасля хатняга візіту робiцца адпаведны запiс у спецыяльнай сшытку, пры неабходнасці - складаецца акт абследавання ўмоў жыцця і выхавання непаўналетняга.

Пры паўторных хатніх візітах неабходна звярнуць увагу на выкананне раней прапанаваных рэкамендацый, паведаміць інфармацыю пра поспехі ў развіцці і выхаванні дзіцяці; калі ўзнікае патрэба - абазначыць праблемы, правесці гутарку або кансультацыю і інш.

      Требования по обеспечению безопасности при организации прогулки

 

- помощник воспитателя должен сопровождать детей на прогулку и с прогулки; педагогам необходимо держать в поле зрения всех детей, наблюдать за детьми и при необходимости придти на помощь;

- обязанность воспитателя – следить за температурным режимом и в соответствии с погодными и температурными условиями следить за одеждой детей и за тем, чтобы у ребёнка был головной убор;

- предварительно перед прогулкой необходимо осмотреть участок на предмет безопасности;

- хождение босиком по траве, асфальту, песку на участке разрешается только после осмотра территории воспитателем на безопасность;

- игры с песком в песочнице допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком;

- воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная);

- для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности от подвижной к малой в зависимости от плана проведения прогулки;

- обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.;

- не разрешается проводить игры около водоемов, прогулки возле проезжей части дороги;

- не допускается организации прогулки на одном игровом участке одновременно двум группам воспитанников;

- не оставлять детей во время прогулок без наблюдения воспитателя;

- запрещаются игры с водой в ветреную и холодную погоду;

- воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из помещения и спуска с крыльца;

- запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям;

- воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не бросать друг в друга песком, землей);

  - в случае самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель

должен срочно сообщить об этом заведующему, родителям (или законным представителям), в отделение полиции. Немедленно организовать поиск ребенка, назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду;

- при несчастном случае воспитатель должен оказать ребенку первую медицинскую помощь, немедленно сообщить об этом заведующему, медицинской сестре, родителям, при необходимости вызвать врача и доставить ребенка в больницу.

 

 

Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий

в учреждениях дошкольного образования

 

При организации образовательного процесса в течение дня необходимо обеспечивать создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников.

К организации образовательного процесса в учреждении допускаются педагогические работники прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда.

В должностных обязанностях руководителей учреждений дошкольного образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении.

Необходимо постоянно рассматривать вопросы состояния травматизма воспитанников и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении на всех педагогических советов учреждений, но и анализировать причины получения травм воспитанниками, устранять условия, способствующие их получению, планировать и проводить мероприятия по профилактике детского травматизма.

Педагогические работники учреждения обязаны ознакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении, на улице, в быту.

До начала рабочего времени педагогические работники должны  визуально проверить групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. После осмотра необходимо внести пометку в журнал ежедневного контроля.

Педагогическими работниками должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья.

Забирать ребенка из учреждения должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие ближайшие родственники.

Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.

На центральном входе в здание устанавливается пост охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения.

Право разрешения на въезд, выезд транспорта имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности.

Вход в здание учреждения лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей.

В учреждении должен быть организован контроль за пребыванием воспитанников в учреждении. Внешняя дверь учреждения, выходы с территории, запасные выходы должны иметь затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться.

Руководитель учреждения организует проведение плановых проверок состояния пропускного режима, технических средств охраны (система видеонаблюдения), наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц.

Номера телефонов заведующего учреждением, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на видном месте.

Запрещается проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения в условиях пребывания воспитанников.

Электропровода в помещениях должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников.

Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и др.; применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы.

Создание здоровьесберегающей среды в учреждении предусматривает создание безопасных условий в группах:

- стационарное оборудование в групповых помещениях должно быть надежно закреплено к стене или полу;

- не допускается использование и хранение неисправного оборудования, мебели и инвентаря.

- состояние полов, потолков, остекление, засетченность окон должно быть согласно санитарным нормам и правилам;

- отсутствие доступа к розеткам;

- безопасность пособий для занятий с детьми (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла, клея ПВА и т.д.);

- отсутствие лекарственных препаратов, колющих и режущих предметов;

- отсутствие травмоопасных игрушек и другого игрового материала;

С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников пешеходные дорожки на территории учреждения должны быть ровными, без выбоин.

На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников.

Необходимо обязательное сопровождение детей помощником воспитателя на прогулку и с прогулки, обеспечение страховки детей в процессе использования спортивного оборудования.

Физкультурно-спортивное и игровое оборудование на территории учреждения дошкольного образования, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, содержащих обязательные для исполнения требования.

Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных емкостях в недоступном для воспитанников месте.

свернуть
поделиться в: