Работа з персанальнымі дадзенымі

Положение по защите персональных данных

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 октября 2021 г. № 422

О мерах по совершенствованию защиты персональных данных

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2024 г. № 46 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.02.2024, 1/21221) <P32400046>

 

(Извлечение)

 

В целях обеспечения защиты персональных данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных постановляю:

1. Создать Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь (далее, если не определено иное, – Национальный центр защиты персональных данных).

2. Утвердить Положение о Национальном центре защиты персональных данных (прилагается).

3. Установить, что:

3.1. Национальный центр защиты персональных данных имеет право реализовывать образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, в том числе по вопросам технической и (или) криптографической защиты информации, защиты персональных данных;

3.2. собственники (владельцы) информационных систем* и владельцы критически важных объектов информатизации, а также организации, осуществляющие лицензируемую деятельность по технической и (или) криптографической защите информации, обеспечивают:

обучение в Национальном центре защиты персональных данных не реже одного раза в три года своих работников и (или) иных лиц, в обязанности которых входит обеспечение информационной безопасности, по образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов по вопросам технической и (или) криптографической защиты информации;

ежегодное до 15 ноября представление Национальному центру защиты персональных данных информации о количестве работников и (или) иных лиц, в обязанности которых входит обеспечение информационной безопасности, для повышения их квалификации;

______________________________

* Указанных в части первой пункта 3 Положения о технической и криптографической защите информации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2013 г. № 196.

3.3. операторы (уполномоченные лица)* организуют не реже одного раза в пять лет прохождение обучения по вопросам защиты персональных данных лицами, ответственными за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, а также лицами, непосредственно осуществляющими обработку персональных данных, в том числе:

категориями лиц, определенными Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, – в Национальном центре защиты персональных данных по образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов;

иными лицами:

в учреждениях образования, а также в иных организациях, которым предоставлено право реализации образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, по образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов;

в других организациях по образовательной программе обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);

у оператора (уполномоченного лица) путем изучения установленных требований в области защиты персональных данных и проверки им знаний по вопросам защиты персональных данных (в форме собеседования, опроса, тестирования и других формах контроля знаний).

Операторы (уполномоченные лица) до 15 декабря 2021 г., а в последующие годы – до 15 ноября обеспечивают представление Национальному центру защиты персональных данных информации о количестве лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, а также лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, которым необходимо пройти обучение в Национальном центре защиты персональных данных;

______________________________

* Для целей настоящего Указа:

под оператором понимается государственный орган, юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, самостоятельно или совместно с иными указанными лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных;

под уполномоченным лицом понимается государственный орган, юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с актом законодательства, решением государственного органа, являющегося оператором, либо на основании договора с оператором осуществляют обработку персональных данных от имени оператора или в его интересах.

3.4. финансирование мероприятий по обучению, предусмотренных в подпунктах 3.2 и 3.3 настоящего пункта, осуществляется в отношении:

лиц, оплата труда которых осуществляется за счет бюджетных средств, – в пределах средств, предусмотренных в республиканском или соответствующем местном бюджете на содержание государственных органов и иных государственных организаций;

иных лиц – за счет доходов, полученных от осуществления хозяйственной деятельности, а также других источников, не запрещенных законодательством;

3.5. операторы, являющиеся государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иными организациями, устанавливают и поддерживают в актуальном состоянии:

а) перечень информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные, собственниками (владельцами) которых они являются;

б) категории персональных данных, подлежащих включению в такие ресурсы (системы):

общедоступные персональные данные;

специальные персональные данные (кроме биометрических и генетических персональных данных);

биометрические и генетические персональные данные;

персональные данные, не являющиеся общедоступными или специальными;

в) перечень уполномоченных лиц, если обработка персональных данных осуществляется уполномоченными лицами;

г) срок хранения обрабатываемых персональных данных;

3.6. операторы обязаны вносить в создаваемый Национальным центром защиты персональных данных государственный информационный ресурс «Реестр операторов персональных данных» (далее – реестр) сведения об информационных ресурсах (системах), содержащих персональные данные, а также обеспечивать актуализацию соответствующих сведений.

Виды информационных ресурсов (систем), сведения о которых подлежат внесению в реестр, а также перечень включаемых в него сведений и срок их внесения в реестр определяются Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Владельцем и оператором реестра является Национальный центр защиты персональных данных.

Финансирование расходов на создание и функционирование реестра осуществляется за счет:

средств республиканского бюджета, предусматриваемых Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь на содержание Национального центра защиты персональных данных;

иных источников, не запрещенных законодательством;

3.7. для служебного пользования;

3.8. для служебного пользования;

3.9. работы (услуги) по созданию, эксплуатации и развитию информационных ресурсов (систем), создаваемых (функционирующих) в целях реализации функций, возложенных на Национальный центр защиты персональных данных, могут выполняться (оказываться) без их включения в государственные программы в сфере цифрового развития.

4. Положения настоящего Указа не распространяются на отношения, касающиеся обработки персональных данных, отнесенных в установленном порядке к государственным секретам.

5. Внести изменения в указы Президента Республики Беларусь (приложение).

6. Совету Министров Республики Беларусь:

при уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2021 год учесть дополнительные средства на финансирование Национального центра защиты персональных данных в соответствии с подпунктом 3.8 пункта 3 настоящего Указа;

при формировании проекта республиканского бюджета на 2022 год и последующие годы в установленном порядке предусматривать Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь средства на содержание Национального центра защиты персональных данных;

до 15 ноября 2021 г. обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принятие иных мер по его реализации.

7. Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь:

7.1. до 15 ноября 2021 г. обеспечить предоставление Национальному центру защиты персональных данных необходимых для осуществления его деятельности административных помещений, оборудования и иного имущества;

7.2. определить:

до 15 ноября 2021 г. категории лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, а также лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, которые обязаны проходить обучение в Национальном центре защиты персональных данных;

до 1 августа 2022 г. виды информационных ресурсов (систем), сведения о которых подлежат внесению в реестр, а также перечень включаемых в него сведений и сроки их внесения в реестр. 

8. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

подпункты 3.3 и 3.5 пункта 3 – с 15 ноября 2021 г.;

подпункт 3.6 пункта 3 – с 1 января 2024 г.;

пункты 6, 7 и настоящий пункт – после официального опубликования настоящего Указа;

иные положения данного Указа – через пятнадцать дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Приложение

к Указу Президента
Республики Беларусь
28.10.2021 № 422

ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, вносимых в указы Президента Республики Беларусь

1. Единый правовой классификатор Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1, после позиции 10.03.08.04 дополнить позицией следующего содержания:

 

«10.03.08.05

Персональные данные и их защита».

 

2. Утратил силу.

3. Порядок назначения (утверждения, освобождения) и согласования назначения (освобождения) Президентом Республики Беларусь на некоторые должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 645, дополнить пунктом 152 следующего содержания:

 

«152.

Директор Национального центра защиты персональных данных

начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь

–».

 

4. Приложение 7 к Положению о порядке выдачи и использования служебных удостоверений в государственных органах (организациях), утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 159, дополнить позицией следующего содержания:

 

«НЦЗПД

Национальный центр защиты персональных данных».

 

5. В Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»:

пункт 23 дополнить абзацем следующего содержания:

«контроля за обработкой персональных данных операторами (уполномоченными лицами).»;

часть первую пункта 15 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом, после слов «государственным учреждением «Администрация Парка высоких технологий» дополнить словами «, государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом, дополнить пунктом 81 следующего содержания:

 

«81. Государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»

контроль за соблюдением резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – индустриальный парк) установленных законодательством условий:

медицинского применения на территории индустриального парка незарегистрированных лекарственных препаратов и медицинских изделий

использования на территории индустриального парка не утвержденных к применению в установленном законодательством порядке методов оказания медицинской помощи

оказания медицинских услуг на территории индустриального парка с применением незарегистрированных лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также с использованием не утвержденных к применению в установленном законодательством порядке методов оказания медицинской помощи».

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь
28.10.2021 № 422

ПОЛОЖЕНИЕ
о Национальном центре защиты персональных данных

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Национальный центр защиты персональных данных является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

2. Национальный центр защиты персональных данных действует независимо на основе Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных», настоящего Положения и иных актов законодательства.

Не допускается возложение на Национальный центр защиты персональных данных функций, которые несовместимы с функциями по защите прав субъектов персональных данных, за исключением обработки персональных данных при осуществлении возложенных на него полномочий.

3. Официальное наименование Национального центра защиты персональных данных:

полное:

на белорусском языке – Нацыянальны цэнтр абароны персанальных даных Рэспублікі Беларусь;

на русском языке – Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь;

на английском языке – National Personal Data Protection Center of the Republic of Belarus;

сокращенное:

на белорусском языке – Нацыянальны цэнтр абароны персанальных даных;

на русском языке – Национальный центр защиты персональных данных;

на английском языке – National Personal Data Protection Center.

4. Национальный центр защиты персональных данных является юридическим лицом, создается и действует в форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, текущий (расчетный) и иные счета в банках, в том числе в иностранной валюте, печать и бланк с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, а также собственную символику.

Учредителем Национального центра защиты персональных данных и государственным органом, осуществляющим от имени Республики Беларусь права собственника имущества этого учреждения, является Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.

5. Реорганизация и ликвидация Национального центра защиты персональных данных осуществляются по решению Президента Республики Беларусь или суда в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРАВА НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

6. Основными задачами Национального центра защиты персональных данных являются:

принятие мер по защите прав субъектов персональных данных при обработке их персональных данных;

организация обучения по вопросам защиты персональных данных.

7. Национальный центр защиты персональных данных в соответствии с основными задачами выполняет следующие функции:

осуществляет контроль за обработкой персональных данных операторами (уполномоченными лицами) (далее – контроль);

рассматривает жалобы субъектов персональных данных по вопросам обработки персональных данных;

определяет перечень иностранных государств, на территории которых обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных;

выдает разрешения на трансграничную передачу персональных данных, если на территории иностранного государства не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных, а также определяет порядок выдачи таких разрешений;

вносит предложения о совершенствовании законодательства о персональных данных, участвует в подготовке проектов актов законодательства о персональных данных;

дает разъяснения по вопросам применения законодательства о персональных данных, проводит иную разъяснительную работу о законодательстве о персональных данных;

определяет случаи, когда не требуется уведомления Национального центра защиты персональных данных о нарушениях систем защиты персональных данных;

устанавливает классификацию содержащих персональные данные информационных ресурсов (систем) в целях определения предъявляемых к ним требований технической и криптографической защиты персональных данных;

участвует в работе международных организаций по вопросам защиты персональных данных;

осуществляет сотрудничество с органами (организациями) по защите прав субъектов персональных данных в иностранных государствах;

ежегодно не позднее 15 марта публикует в средствах массовой информации отчет о своей деятельности;

реализует образовательные программы дополнительного образования взрослых в соответствии с законодательством об образовании;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством о персональных данных.

8. Для выполнения основных задач и функций Национальный центр защиты персональных данных имеет право:

при осуществлении контроля запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, юридических лиц Республики Беларусь, иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для определения законности действий (бездействия) операторов (уполномоченных лиц) по обработке персональных данных (в том числе персональные данные физических лиц без их согласия). Информация представляется в течение 10 календарных дней со дня поступления запроса;

при осуществлении контроля безвозмездно пользоваться информационными ресурсами (системами), в том числе иметь к ним доступ, включая удаленный, получать из них сведения, в том числе содержащие банковскую, коммерческую, профессиональную и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные физических лиц без их согласия, за исключением информационных ресурсов (систем), содержащих государственные секреты, на основании письменных запросов, запросов в виде электронных документов либо соглашений (договоров), заключенных с собственниками (владельцами) информационных ресурсов (систем);

безвозмездно пользоваться информационными и (или) электронными услугами, оказываемыми государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь и иными организациями, на основании соглашений (договоров), заключенных с субъектами, оказывающими такие услуги;

проводить в отношении операторов (уполномоченных лиц) при обработке ими персональных данных проверки на предмет соблюдения законодательства о персональных данных;

требовать от операторов (уполномоченных лиц) изменения, блокирования или удаления недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, устранения иных нарушений законодательства о персональных данных;

требовать от операторов (уполномоченных лиц) прекращения обработки персональных данных, если иными способами невозможно обеспечить защиту прав субъектов персональных данных;

принимать по вопросам, входящим в его компетенцию, решения, обязательные для исполнения государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иными организациями и физическими лицами, осуществляющими деятельность по обработке персональных данных;

привлекать работников государственных органов, иных государственных организаций по согласованию с их руководителями, а также физических лиц на договорной основе для решения вопросов, относящихся к компетенции Национального центра защиты персональных данных;

проводить на договорной основе добровольный аудит соблюдения операторами (уполномоченными лицами) требований законодательства о персональных данных;

использовать государственные средства связи и коммуникации;

организовывать и осуществлять международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию;

заключать в пределах своей компетенции договоры с государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иными организациями и физическими лицами, а также с органами и организациями иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями;

заниматься приносящей доходы деятельностью;

осуществлять иную не запрещенную законодательством деятельность, направленную на реализацию своих основных задач и функций.

ГЛАВА 3
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

9. Национальный центр защиты персональных данных возглавляет директор.

10. Директор Национального центра защиты персональных данных назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению начальника Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.

Контракт с директором Национального центра защиты персональных данных заключает начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.

11. Директор Национального центра защиты персональных данных:

руководит деятельностью Национального центра защиты персональных данных и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него основных задач и функций;

по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь утверждает структуру Национального центра защиты персональных данных, а также штатную численность его работников, деятельность которых оплачивается за счет средств от приносящей доходы деятельности;

утверждает штатное расписание Национального центра защиты персональных данных;

без доверенности действует от имени Национального центра защиты персональных данных, представляет его интересы в отношениях с государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иными организациями и физическими лицами;

назначает и освобождает от должности работников Национального центра защиты персональных данных, в том числе по согласованию с начальником Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь заместителей директора, заключает с ними трудовые договоры (контракты);

издает по вопросам, входящим в его компетенцию, приказы, обязательные для выполнения всеми работниками Национального центра защиты персональных данных, организует и контролирует их выполнение;

открывает и закрывает в банках текущие (расчетные) и иные счета Национального центра защиты персональных данных;

поощряет работников Национального центра защиты персональных данных и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания;

организует рассмотрение обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей, представителей юридических лиц;

несет персональную ответственность за целевое и эффективное расходование финансовых средств Национального центра защиты персональных данных;

осуществляет иные полномочия, связанные с непосредственным руководством Национальным центром защиты персональных данных.

12. В целях оказания Национальному центру защиты персональных данных содействия в реализации возложенных на него функций при нем создается на общественных началах консультативный совет.

Персональный состав консультативного совета, порядок его организации и функционирования устанавливаются директором Национального центра защиты персональных данных.

ГЛАВА 4
КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАБОТКОЙ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОПЕРАТОРАМИ
(УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ)

13. Контроль осуществляется Национальным центром защиты персональных данных в форме:

проверок, проводимых в соответствии с планом проверок соблюдения законодательства о персональных данных, ежегодно утверждаемым директором Национального центра защиты персональных данных и размещаемым на официальном сайте Национального центра защиты персональных данных в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 30 декабря года, предшествующего году проведения проверки (далее – плановые проверки);

проверок, проводимых без включения в названный план (далее – внеплановые проверки);

камеральных проверок.

Плановые проверки одного и того же оператора (уполномоченного лица) проводятся с периодичностью не чаще одного раза в два года.

Операторы (уполномоченные лица), имеющие положительное заключение Национального центра защиты персональных данных по итогам проведения добровольного аудита соблюдения требований законодательства о персональных данных, не подлежат плановым проверкам в течение пяти лет со дня получения соответствующего заключения.

Внеплановые проверки могут назначаться директором Национального центра защиты персональных данных при наличии сведений, в том числе полученных от организации или физического лица, жалоб субъектов персональных данных, свидетельствующих о совершаемом (совершенном) нарушении требований законодательства о персональных данных. Анонимная информация не является основанием для назначения внеплановых проверок.

Не допускается вмешательство в деятельность Национального центра защиты персональных данных по осуществлению контроля, направление поручений или указаний.

14. Срок проведения плановой и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен директором Национального центра защиты персональных данных однократно не более чем на 10 рабочих дней.

15. Для проведения плановой или внеплановой проверки директором Национального центра защиты персональных данных формируется комиссия по проверке (далее – комиссия) и выдается предписание на ее проведение с указанием наименования оператора (уполномоченного лица), вида проверки (плановая или внеплановая), даты начала проверки, сроков ее проведения, состава комиссии, вопросов, подлежащих проверке.

16. О назначении плановой проверки оператор (уполномоченное лицо) письменно уведомляется не позднее 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление должно содержать сведения о дате начала проверки, сроках ее проведения, составе комиссии, а также о вопросах, подлежащих проверке.

17. Проверочные мероприятия в рамках плановой или внеплановой проверки проводятся, как правило, в присутствии представителей проверяемого оператора (уполномоченного лица).

18. Проверяющие вправе требовать от оператора (уполномоченного лица):

представления документов (их копий) и (или) сведений, связанных с обработкой персональных данных. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства могут находиться не в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий);

обеспечения доступа при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – документов, предусмотренных законодательством для допуска на такие объекты) в помещения и иные объекты (на территории), в которых осуществляется обработка персональных данных (за исключением жилых помещений), и к программно-техническим средствам, с помощью которых осуществляется такая обработка. При невозможности (затруднительности) исследования указанных программно-технических средств на месте по решению директора Национального центра защиты персональных данных такие программно-технические средства могут изыматься на срок, не превышающий срока проведения проверки.

19. В ходе плановой или внеплановой проверки оцениваются меры, принятые оператором (уполномоченным лицом) для обеспечения защиты персональных данных, а также их достаточность для защиты персональных данных.

20. При проведении плановой или внеплановой проверки руководитель комиссии самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления.

21. По результатам плановой или внеплановой проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором должны быть отражены:

соответствие (несоответствие) принятых оператором (уполномоченным лицом) мер по обеспечению защиты персональных данных требованиям законодательства о персональных данных;

экспертная оценка комиссией достаточности принятых оператором (уполномоченным лицом) мер для защиты персональных данных;

выявленные нарушения законодательства о персональных данных либо вывод об отсутствии таких нарушений.

22. Акт плановой или внеплановой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня ее окончания и подписывается всеми членами комиссии.

В течение трех рабочих дней после составления акта первый его экземпляр направляется проверяемому оператору (уполномоченному лицу) или вручается его уполномоченному представителю, второй – остается в Национальном центре защиты персональных данных.

23. В случае выявления по результатам плановой или внеплановой проверки нарушений законодательства о персональных данных, отраженных в акте плановой или внеплановой проверки, директор Национального центра защиты персональных данных в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки выносит письменное требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и (или) приостановлении (прекращении) обработки персональных данных в информационном ресурсе (системе) с указанием конкретных действий, которые должны быть приостановлены (прекращены), и устанавливает срок такого устранения и (или) приостановления (прекращения), не превышающий шести месяцев.

Требование (предписание) составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр в течение трех рабочих дней после его составления направляется проверенному оператору (уполномоченному лицу) или вручается его уполномоченному представителю, второй – остается в Национальном центре защиты персональных данных.

О выполнении письменного требования (предписания) об устранении выявленных нарушений оператор (уполномоченное лицо) в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает в Национальный центр защиты персональных данных с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет Национальному центру защиты персональных данных возможность удостовериться (в том числе на месте) в устранении нарушений (при необходимости).

При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения, указанные в письменном требовании (предписании), в установленные в нем сроки, по заявлению оператора (уполномоченного лица), поданному не позднее трех рабочих дней до дня истечения этих сроков и отражающему соответствующие обстоятельства, директором Национального центра защиты персональных данных такие сроки могут быть продлены. Решение о продлении указанных сроков или об отказе в этом принимается не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления, о чем оператор (уполномоченное лицо) уведомляется в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня принятия решения.

Решение о возобновлении обработки персональных данных в соответствующих информационных ресурсах (системах) принимается директором Национального центра защиты персональных данных в течение 10 рабочих дней после устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного требования (предписания) о приостановлении (прекращении) обработки персональных данных в информационном ресурсе (системе), о чем оператор (уполномоченное лицо) уведомляется в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня принятия такого решения.

24. При наличии возражений по акту плановой или внеплановой проверки руководитель оператора (уполномоченного лица) или иной его уполномоченный представитель не позднее 15 рабочих дней со дня поступления акта оператору (уполномоченному лицу) или вручения его уполномоченному представителю представляет в Национальный центр защиты персональных данных письменные возражения по его содержанию.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, рассматривается Национальным центром защиты персональных данных не позднее 10 рабочих дней со дня их поступления. Результаты рассмотрения возражений отражаются в письменном заключении, которое направляется оператору (уполномоченному лицу) или вручается его уполномоченному представителю.

В случае признания возражений обоснованными составляется новый акт проверки и при необходимости отменяется (изменяется) соответствующее письменное требование (предписание).

25. Вынесенное по результатам плановой или внеплановой проверки письменное требование (предписание) об устранении нарушений и (или) приостановлении (прекращении) обработки персональных данных в информационном ресурсе (системе), а также действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы оператором (уполномоченным лицом) в судебном порядке.

26. Камеральные проверки проводятся Национальным центром защиты персональных данных по месту своего нахождения посредством изучения, анализа и оценки:

информации, размещенной в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет;

документов и иной информации, в том числе полученной от оператора (уполномоченного лица) по запросу Национального центра защиты персональных данных.

Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение и уведомления об этом оператора (уполномоченного лица). По результатам такой проверки оператору (уполномоченному лицу) могут быть направлены рекомендации об устранении выявленных нарушений законодательства о персональных данных.

ГЛАВА 5
РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ СУБЪЕКТОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПО ВОПРОСАМ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

27. Субъекты персональных данных, полагающие, что их права, свободы и законные интересы нарушены при обработке персональных данных, вправе направить в Национальный центр защиты персональных данных жалобу по вопросам обработки персональных данных (далее – жалоба).

Жалоба может быть направлена на действия (бездействие), которые непосредственно затрагивают права, свободы и законные интересы субъекта персональных данных, подающего жалобу, в течение трех месяцев со дня, когда о них стало известно лицу, направившему жалобу.

28. Жалоба подается в письменной форме или в виде электронного документа и должна содержать:

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);

изложение сути жалобы с указанием действий (бездействия), которыми нарушаются права, свободы и законные интересы субъекта персональных данных;

информацию о принятых мерах по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов субъекта персональных данных (в том числе обращение к оператору (уполномоченному лицу), в суд, органы прокуратуры или иные государственные органы) или об отсутствии таких мер;

личную подпись субъекта персональных данных в случае направления жалобы в письменной форме.

К жалобе прилагаются документы и иные материалы (в том числе фотографии, графические изображения экрана (скриншоты), подтверждающие нарушение прав, свобод и законных интересов субъекта персональных данных, подающего жалобу (при их наличии).

29. Жалобы в письменной форме подаются нарочным (курьером) или по почте.

Жалобы в виде электронного документа должны быть удостоверены электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

30. Жалоба оставляется без рассмотрения по существу, если она:

не соответствует требованиям, предусмотренным в пунктах 27–29 настоящего Положения;

рассмотрена, рассматривается или подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, либо если в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения такой жалобы.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения по существу принимается Национальным центром защиты персональных данных в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ее регистрации, с уведомлением об этом субъекта персональных данных, подавшего жалобу, и указанием причин принятого решения.

31. Жалобы рассматриваются не позднее одного месяца со дня, следующего за днем их регистрации в Национальном центре защиты персональных данных. В случае, если жалоба требует дополнительного изучения и проверки, указанный срок может быть продлен Национальным центром защиты персональных данных не более чем на один месяц с уведомлением об этом субъекта персональных данных, подавшего жалобу.

32. В случае, если содержащиеся в жалобе сведения о нарушениях при обработке персональных данных подтверждаются, Национальный центр защиты персональных данных принимает необходимые меры по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов субъекта персональных данных, подавшего жалобу, и уведомляет его об этом.

В случае, если содержащиеся в жалобе сведения о нарушениях при обработке персональных данных не подтверждаются, Национальный центр защиты персональных данных оставляет такую жалобу без удовлетворения и информирует об этом субъекта персональных данных, подавшего жалобу, с разъяснением порядка обжалования такого решения.

Принятые по результатам рассмотрения жалоб решения Национального центра защиты персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке.

33. В случае поступления повторных жалоб, не содержащих новых обстоятельств, имеющих значение для их рассмотрения по существу, по таким жалобам с соответствующим субъектом персональных данных прекращается переписка с уведомлением его об этом. При поступлении повторных жалоб по вопросам, по которым с субъектом персональных данных прекращена переписка, такие жалобы рассмотрению не подлежат (без уведомления субъекта персональных данных).

ГЛАВА 6
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИМУЩЕСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

34. Финансирование Национального центра защиты персональных данных осуществляется за счет:

средств республиканского бюджета;

средств от приносящей доходы деятельности;

иных источников, не запрещенных законодательством.

35. Средства, полученные Национальным центром защиты персональных данных от приносящей доходы деятельности и из иных источников, не запрещенных законодательством, после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных фондов и осуществления расходов, связанных с этой деятельностью, остаются в распоряжении Национального центра защиты персональных данных и используются:

для обеспечения его функционирования, в том числе для увеличения при необходимости штатной численности работников;

для развития его материально-технической базы;

для поощрения работников Национального центра защиты персональных данных, получения этими работниками дополнительного образования, оказания им материальной помощи;

на иные цели, определенные Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

36. Имущество Национального центра защиты персональных данных находится в республиканской собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Владение, пользование и распоряжение закрепленным за Национальным центром защиты персональных данных имуществом осуществляются в соответствии с его задачами и функциями и в пределах, установленных законодательством.

37. Национальный центр защиты персональных данных ведет бухгалтерский и налоговый учет результатов своей деятельности, представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность.


Источник: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100422 – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

свернуть

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Я, ___________________________________________________________,

(Фамилия, имя, отчество)

 ____________________г.р., идентификационный номер __________________,

              (дата рождения)

руководствуясь пунктом 3 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 N 99-З "О защите персональных данных", заявляю о согласии Государственному учреждению образования «Лошанский детский сад Узденского района», находящемуся по адресу: Минская область, Узденский район, д. Кривели, ул. Центральная, д. 27, на включение в общедоступные источники персональных данных следующих моих персональных данных:

фамилия, собственное имя, отчество;

место работы;

занимаемая должность служащего (профессия рабочего);

номера стационарных и мобильных рабочих телефонов;

адреса корпоративной электронной почты.

Также согласен на включение моей фотографии в указанные общедоступные источники персональных данных.

Обработка моих персональных данных может осуществляться как автоматизированным, так и неавтоматизированным способом, а именно на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, предоставление, доступ, обезличивание, блокирование, удаление персональных данных.

Я ознакомлен(а) с тем, что:

согласие на обработку персональных данных действует с даты его подписания в течение всего срока действия трудового договора;

согласие на обработку персональных данных может быть отозвано путем подачи письменного заявления;

в случае отзыва согласия на обработку персональных данных ГУО «Лошанский детский сад Узденского района» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия при наличии оснований, указанных в Законе Республики Беларусь от 07.05.2021 N 99-З "О защите персональных данных" и в иных законодательных актах;

после увольнения из ГУО «Лошанский детский сад Узденского района» (прекращения трудовых отношений) персональные данные будут храниться в ГУО «Лошанский детский сад Узденского района»в течение предусмотренного законодательством и локальными правовыми актами ГУО «Лошанский детский сад Узденского района» срока хранения;

предоставляемые мной персональные данные третьих лиц (в том числе близких родственников) будут обрабатываться только в целях выполнения возложенных на ГУО «Лошанский детский сад Узденского района» функций, полномочий и обязанностей оператора.

Срок действия настоящего согласия начинается с даты подписания и заканчивается в связи с моим увольнением.

Настоящее согласие я могу отозвать, если напишу заявление об этом руководителю учреждения.

_______________                                            _________________/____________/

дата                                                                   подпись                                И.О.Ф.

Приложение 2

 

Государственному учреждению образования «Лошанский детский сад Узденского района», находящемуся по адресу: Минская область, Узденский район, д. Кривели, ул. Центральная, д. 27

 

 

 

 

 

(фамилия, собственное имя, отчество (если имеется)

 

 

 

(адрес места жительства (места пребывания))

 

 

 

(дата рождения, идентификационный номер (при отсутствии - номер документа, удостоверяющего личность))

 

 

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Руководствуясь пунктом 3 и (или) 9 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 N 99-З "О защите персональных данных" предоставляю согласие на обработку

(отметьте нужное окошко):

 

 

моих персональных данных

 

 

 

персональных данных моего ребенка, законным представителем которого являюсь,

___________________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если имеется), дата рождения, адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического проживания несовершеннолетнего ребенка)

 

(отметьте нужное окошко):

1.

 

в целях обработки информации (резюме) кандидата на трудоустройство в следующем объеме: фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, контактная информация и сведения о профессиональной деятельности, приведенные в резюме.

 

 

 

2.

 

в целях включения в кадровый резерв для замещения вакантных штатных единиц или замещения временного отсутствующего работника в следующем объеме: фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, контактная информация и сведения о профессиональной деятельности, приведенные в резюме.

 

 

 

3.

 

в целях …

 

 

 

4.

 

в целях …

 

 

 

5.

 

в целях …

 

Обработка персональных данных может осуществляться как автоматизированным, так и неавтоматизированным способом, а именно на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, предоставление, доступ, обезличивание, блокирование, удаление персональных данных.

Я ознакомлен(а) с тем, что:

согласие на обработку персональных данных действует с даты его подписания до его отзыва;

согласие на обработку персональных данных может быть отозвано путем подачи письменного заявления;

в случае отзыва согласия на обработку персональных данных ГУО ««Лошанский детский сад Узденского района»» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия при наличии оснований, указанных в Законе Республики Беларусь от 07.05.2021 N 99-З "О защите персональных данных" и в иных законодательных актах.

Срок действия настоящего согласия начинается с даты подписания и заканчивается датой его отзыва.

Настоящее согласие я могу отозвать, если напишу заявление об этом заведующему ГУО ««Лошанский детский сад Узденского района»».

______________________________

_____________________________

(дата)

(подпись)

 

       

 

свернуть

Заявление об отзыве

  

 

 

Заявление

об отзыве согласия на обработку персональных данных

 

Я,

_____________________________________________________________________

 

(фамилия, собственное имя, отчество (если имеется)

_______________________________________________________________________

(адрес места жительства (места пребывания))

дата рождения

___________________________,

идентификационный номер

_________________,

Отзываю согласие на обработку моих персональных данных, осуществляемую в целях

_______________________________________________________________________

(цели обработки персональных данных, в отношении которых отзывается согласие)

по причине

____________________________________________________________

____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

(причину отзыва согласия указывать необязательно)

 

 

 

____________________________

__________________________________________

(дата)

(подпись)

           

 

 

 

 

свернуть

Политика в отношении обработки персональных данных

Политика государственного учреждения образования
«Лошанский детский сад Узденского района» 
в отношении обработки персональных данных
 

1.Общие положения 

1.1. Настоящий документ определяет политику государственного учреждения образования «Лошанский детский сад Узденского района» (юридический и почтовый адрес: 223412, Узденский район, д. Кривели, ул. Центральная,27,  а (далее – Лошанский  детский сад) в отношении обработки персональных данных (далее – Политика). 

1.2. Целью Политики является соблюдение требований законодательства Республики Беларусь о персональных данных и защита интересов субъектов персональных данных (далее – пользователи). 

1.3. Политика действует в отношении всех персональных данных, полученных Хотлянским  детским садом: – при заключении гражданско-правовых договоров; – в процессе регистрации (заполнения электронных форм) пользователей на интернет-сайтах с доменным именем  (указать сайт); – полученных иным путем. 

1.4. Лошанский детский сад осуществляет обработку и хранение персональных данных в соответствии с действующим законодательством и настоящей Политикой в целях предоставления образовательных услуг; осуществления коммуникаций; отправки сообщений информационного характера; оценки и анализа качества образовательных услуг Лошанского детского сада. 

1.5. Действие Политики распространяется на процессы Лошанского  детского сада, в которых осуществляется обработка и хранение персональных данных, в том числе с использованием средств автоматизации. 

1.6. Текущая редакция Политики размещается на сайте Детского сада в общем доступе и вступает в силу с момента ее размещения. 

1.7. Политика обязательна для ознакомления лицами, передающими в Лошанский детский сад персональные данные. Проставляя отметку в поле «Я согласен», со ссылкой на настоящую Политику, посещая Сайт, принадлежащий Лошанскому детскому саду, предоставляя свои персональные данные, пользователь выражает свое согласие на обработку его персональных данных на условиях, изложенных в настоящей Политике и подтверждает, что ознакомлен с настоящей Политикой    и согласен с ее условиями. 

1.8. Настоящая Политика является неотъемлемой частью заключаемых с Детским садом гражданско-правовых договоров, когда это прямо предусмотрено их условиями. Таким образом, заключая указанные договоры установленным в них способом, пользователь принимает условия настоящей Политики в полном объеме. 

1.9. Настоящая Политика применяется только к Сайту Лошанского  детского сада. Детский сад не контролирует и не несет ответственности за сайты третьих лиц, на которые пользователи как субъекты персональных данных могут перейти по ссылкам, доступным на Сайте Лошанского детского сада. 

2. Термины, определения и сокращения 

2.1. В настоящей Политике определены следующие термины, определения и сокращения: персональные данные – любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано; субъект персональных данных – физическое лицо, в отношении которого осуществляется обработка персональных данных; оператор – юридическое лицо, иная организация, самостоятельно или совместно с иными лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных; обработка персональных данных – любое действие или совокупность действий, совершаемые с персональными данными, включая сбор, систематизацию, хранение, изменение, использование, обезличивание, блокирование, предоставление, удаление персональных данных; блокирование персональных данных – прекращение доступа к персональным данным без их удаления; обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных; предоставление персональных данных – действия, направленные на ознакомление с персональными данными определенного лица или круга лиц; распространение персональных данных – действия, направленные на ознакомление с персональными данными неопределенного круга лиц; удаление персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить персональные данные в информационных ресурсах (системах), содержащих персональные данные, и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных. 

3. Обработка и хранение персональных данных 

3.1. Лошанский детский сад обрабатывает и хранит персональные данные с целью идентификации пользователя при взаимодействии и оказании детским садом образовательных услуг. 

3.2. Персональные данные, предоставляемые пользователем, содержат: фамилию, имя, отчество; число, месяц, год рождения; место работы (получения образования) и должность (класс, группа); домашний адрес и адрес электронной почты; контактные телефоны; иные данные, которые в совокупности могут являться персональными данными. 

3.3. Персональные данные могут быть объединены Детским садом с информацией, которую субъект персональных данных сообщает другими способами (устно, письменно, посредством факсимильной связи и т.п.). 

3.4. Лошанский детский сад осуществляет обработку и хранение персональных данных в целях, указанных в Политике. 

3.5. Лошанский детский сад передает персональные данные: субъекту персональных данных – без ограничений, кроме случаев, прямо предусмотренных требованиями законодательства Республики Беларусь; другим лицам – в случаях, предусмотренных требованиями законодательства Республики Беларусь. 

3.6. Персональные данные хранятся: на бумажных носителях; в форме компьютерных файлов; в специализированных системах Лошанского  детского сада, обеспечивающих автоматическую обработку, хранение информации. 

3.7. Обработка персональных данных в Лошанском детском саду допускается только с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь. 

3.8. Срок, на который дается согласие пользователя на обработку персональных данных, равен сроку пользования пользователем образовательной услугой Лошанского  детского сада. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив в Лошанский детский сад заявление по электронной почте на email: ds-losha@uzda.gov.by с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». 

3.9. Поручение обработки персональных данных третьему лицу осуществляется Лошанским детским садом только на основании договора, заключенного между Детским садом и третьим лицом в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом Детский сад фиксирует в договоре обязанность лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Детского сада, соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные Политикой Детского сада и законодательством Республики Беларусь. 

3.10. В случае если Детский сад поручает обработку персональных данных третьему лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Детский сад. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Детского сада, несет ответственность перед Лошанским детском садом. 

3.11 Лошанский детский сад обязывает иных лиц, получивших доступ к персональным данным, не раскрывать их третьим лицам и не распространять их без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. 

3.12. Обрабатываемые персональные данные подлежат удалению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. 

4. Права пользователей как субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право: на отзыв согласия на обработку своих персональных данных; на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных; на изменение своих персональных данных; на получение информации о предоставлении своих персональных данных третьим лицам; требовать прекращения обработки своих персональных данных; требовать удаления своих персональных данных; обжаловать действия (бездействие) и решения оператора, связанные с обработкой своих персональных данных; осуществлять иные права, предусмотренные законодательством. 

4.2. Субъект персональных данных для реализации перечисленных прав, подает заявление в письменной форме либо в виде электронного документа в адрес Лошанского детского сада в порядке, установленном законодательством. 

4.3. Детский сад в течение пяти рабочих дней после получения заявления предоставляет заявителю в доступной форме информацию, касающуюся обработки его персональных данных. 

4.4. Детский сад в пятнадцатидневный срок после получения заявления: о прекращении обработки персональных данных, удаляет их и уведомляет заявителя об этом. При отсутствии технической возможности удаления персональных данных Детский сад принимает меры по недопущению дальнейшей обработки персональных данных, включая их блокирование, и уведомляет об этом заявителя в этот же срок; о внесении изменений в персональные данные, вносит изменения и уведомляет заявителя об этом либо уведомляет о причинах отказа  во внесении таких изменений; предоставляет заявителю информацию о том, какие персональные данные и кому предоставлялись в течение года, предшествовавшего дате подачи заявления, либо уведомляет заявителя о причинах отказа в предоставлении такой информации. 

4.5. Детский сад вправе отказать заявителю в удовлетворении требований о прекращении обработки его персональных данных и (или) их удалении при наличии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом о защите персональных данных и иными законодательными актами, в том числе, если они являются необходимыми для заявленных целей их обработки, с уведомлением об этом заявителя в пятнадцатидневный срок после получения заявления.  

5. Защита персональных данных 

5.1. Детский сад при обработке персональных данных руководствуется законодательством и принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного доступа к ним, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. 

5.2. Обработка и хранение персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством и Уставом Лошанского  детского сада.

Защита персональных данных

 

Положение по защите персональных данных

Положение о политике в отношении обработки персональных данных

заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

Документы по защите персональных данных:

перечень для учреждений дошкольного образования

Учреждение дошкольного образования, являясь самостоятельным оператором, осуществляющим обработку персональных данных, обязано выполнять предписания Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон). Рассмотрим более подробно, какая документация должна быть в учреждении дошкольного образования в соответствии с Законом.

Закон не содержит исчерпывающего перечня мер, принятие которых будет свидетельствовать о соблюдении оператором обязанности по обеспечению защиты персональных данных. В Законе реализован риск-ориентированный подход, поэтому в зависимости от сферы деятельности оператора, объема обрабатываемых персональных данных, способов обработки, категорий персональных данных, потенциальных рисков, связанных с обработкой персональных данных, иных обстоятельств оператор (уполномоченное лицо) самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для выполнения обязанностей по обеспечению защиты персональных данных. При этом в ст. 17 Закона прописан комплекс мер по обеспечению защиты персональных данных, которые каждый оператор (уполномоченное лицо) обязан принимать в своей организации.

***

Таким образом, обработка персональных данных в сфере дошкольного образования может осуществляться на различных правовых основаниях, при этом согласие субъекта персональных данных в большинстве случаев не требуется.

Вместе с тем даже наличие и правильный выбор правовых оснований обработки персональных данных не исключают возможных нарушений Закона. Обращаем внимание, что в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. К сожалению, приходится констатировать, что в учреждениях образования встречается избыточная обработка персональных данных, когда учреждения собирают информацию на всякий случай, не задумываясь о реальной необходимости обработки подобной информации.

Для оказания учреждениям образования содействия в надлежащей реализации законодательства о персональных данных Центром подготовлена информация о применении Закона в сфере образования, в которой детально освещены вопросы, связанные с обработкой персональных данных в учреждениях образования, включая правовые основания такой обработки, общие требования к обработке персональных данных, организацию работы по реализации Закона. Указанная информация доступна для скачивания на сайте Центра (короткая ссылка — clck.ru/yG6eZ).

Источник: журнал РУКОВОДИТЕЛЬ учреждения дошкольного образования

Автор:

Швед Надежда

заместитель начальника управления методологии защиты персональных данных Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

 

 

 

Документы, разрабатываемые в учреждении дошкольного образования

 

Учреждение образования, являясь самостоятельным оператором, обязано выполнять предписания Закона. Остановимся более подробно на тех документах, касающихся защиты персональных данных, которые должны быть разработаны в учреждении образования.

1. Приказ о назначении лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных*.

Наряду с назначением ответственного лица необходимо разработать порядок осуществления внутреннего контроля за обработкой персональных данных, включающий периодичность и формат контрольных мероприятий, их оформление и порядок принятия решений по результатам таких мероприятий.

*    С рекомендациями о назначении структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, можно ознакомиться на сайте НЦЗПД.

2. Политика учреждения образования в отношении обработки персональных данных.

Цель издания данного документа заключается в информировании субъектов персональных данных об обработке персональных данных в учреждении.

Следует отметить, что это может быть один общий документ, определяющий политику учреждения образования в отношении обработки персональных данных, или несколько документов, определяющих порядок обработки персональных данных в определенных сферах или в связи с определенными процессами (например, в рамках обработки персональных данных на сайте, обработки персональных данных работников в процессе трудовой (служебной) деятельности и т. п.).

Это важно
Политика должна содержать общие положения, разъясняющие субъекту персональных данных, как и для каких целей персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также какие права имеются у субъекта в контексте этой обработки и каков механизм их реализации.

При написании политики важно обеспечить соотношение информации о целях, правовых основаниях обработки и круге обрабатываемых персональных данных, что позволит субъекту персональных данных уяснить, какие его персональные данные и для каких именно целей обрабатываются. В противном случае политика будет носить формальный характер и не иметь для субъекта практической пользы, поскольку не будет обеспечена реализация принципа прозрачности обработки персональных данных.

Это важно
Как показали проверки, проводимые НЦЗПД, многие забывают отразить в политике все процессы, в ходе которых обрабатываются персональные данные (например, забывают о видеонаблюдении в здании), а также не обеспечивают соотношение целей обработки, правовых оснований, категорий субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке, и перечня обрабатываемых персональных данных.

При подготовке политики многие операторы просто дублируют положения Закона, что также не отвечает принципу прозрачности обработки персональных данных, либо используют первую попавшуюся в Интернете политику без ее адаптации к собственным процессам, либо включают в политику положения, изложенные с учетом подходов российского законодательства.

Отмечается также несогласованность положений политики, а иногда даже прямое противоречие их друг другу. При формулировании целей обработки персональных данных в политике зачастую указывают слишком общие либо неконкретные цели обработки (например, обеспечение соблюдения законодательства, осуществление деятельности в соответствии с уставом). При определении сроков обработки персональных данных сроки либо вовсе не указываются, либо указываются неконкретные сроки («не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, кроме случаев, когда срок хранения персональных данных установлен законодательством», «согласие действует до момента отзыва этого согласия либо до момента, установленного законодательством»).

Это важно
В некоторых случаях в политике не указывается механизм реализации прав субъектов персональных данных, в т. ч. не указывается лицо, ответственное за осуществление внутреннего контроля, либо на субъектов персональных данных возлагаются обязанности, не предусмотренные Законом, что нарушает их права и законные интересы, создает для них сложности и непонимание механизма реализации своих прав.

Рекомендуется писать политику простым и понятным языком, избегая сложных оборотов и специфической профессиональной лексики.

Обращаем внимание, что рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора (уполномоченного лица) в отношении обработки персональных данных, размещены в открытом доступе.

Необходимо помнить и о том, что учреждение образования обязано обеспечить неограниченный доступ к политике, в т. ч. с использованием Интернета, с учетом круга субъектов персональных данных, на которых она распространяется.

Это важно
Политика оператора в отношении «внешнего контура» (законных представителей несовершеннолетних, граждан, направляющих обращения, и т. п.) размещается на сайте оператора. При отсутствии у учреждения образования сайта обеспечение неограниченного доступа к политике осуществляется посредством ее размещения на информационных стендах или иными способами.

Политику учреждения образования в отношении обработки персональных данных работников (при ее наличии) нет необходимости размещать в открытом доступе для неограниченного круга лиц. В этом случае допустимо опубликовать соответствующий документ на корпоративном портале (при его наличии), а также разместить на информационных стендах.

3. Документ, определяющий порядок доступа к персональным данным, в т. ч. обрабатываемым в информационном ресурсе (системе).

В законодательстве нет требований относительно того, что должен включать данный порядок. Полагаем, это зависит от самого учреждения образования, целей сбора персональных данный и от того, какие персональные данные будут обрабатываться.

Порядок доступа к персональным данным целесообразно закрепить в одном документе, но отдельные его положения могут быть детализированы в иных документах, в т. ч. положениях об информационных ресурсах (системах), о видеонаблюдении и др.

При разработке порядка доступа к персональным данным в нем следует отразить различия в предоставлении такого доступа к документам в информационных ресурсах и к документам в бумажном виде. Например, доступ к персональным данным, обрабатываемым в информационном ресурсе (системе), может быть ограничен посредством настроек программного обеспечения (установление разграничения доступа, паролей). А доступ к персональным данным, содержащимся в документах в бумажном виде, можно ограничить посредством организации мест для их хранения.

Отсутствие такого порядка может привести к тому, что доступ к персональным данным будут иметь работники, должностные обязанности которых не связаны с обработкой персональных данных (например, обслуживающий персонал), или иные лица (обучающиеся, родители, посетители учреждения образования).

В любом случае данный документ может включать следующую информацию:

  • перечень работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, в соответствии с целями их обработки и категориями персональных данных;
  • порядок доступа в помещения, где обрабатываются персональные данные, к электронным базам персональных данных, порядок выдачи логинов и паролей, перечень должностей учреждения образования, которым может быть дан доступ, а также цели выдачи такого доступа (например, при организации оплаты питания);
  • порядок прекращения доступа работников к обработке персональных данных и т. п.

4. Перечень информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные, собственником (владельцем) которых является учреждение образования, а также категорий персональных данных, подлежащих включению в данные ресурсы (системы).

Операторы обязаны устанавливать и поддерживать в актуальном состоянии перечень информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные, собственниками (владельцами) которых они являются (подп. 3.5 п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 28.10.2021 № 422 «О мерах по совершенствованию защиты персональных данных»).

К данным ресурсам (системам) следует относить, например, такие распространенные в учреждениях образования ресурсы (системы), как корпоративная электронная почта, программное обеспечение для ведения бухгалтерского учета и отчетности, кадрового учета, сайты учреждений, автоматизированные системы контроля и управления доступом, системы видеонаблюдения, системы электронного документооборота и т. п.

5. Перечень уполномоченных лиц (если для обработки персональных данных в учреждении образования привлекаются такие лица).

Данный перечень может быть установлен как в виде отдельного документа, так и в документах, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, реестре обработки персональных данных.

При этом учреждение образования при заключении договора с уполномоченным лицом должно руководствоваться ст. 7 Закона.

6. Формы согласия субъекта персональных данных.

Учреждение образования должно разработать и утвердить формы согласия субъекта персональных данных для обработки персональных данных, осуществляемой на основании согласия. Важно учитывать, что для разных целей обработки формы согласия могут отличаться (по кругу обрабатываемых персональных данных, сроку хранения, кругу уполномоченных лиц и т. п.).

С примерной формой согласия можно ознакомиться на сайте НЦЗПД.

7. Документ, устанавливающий порядок удаления (уничтожения) персональных данных.

Данный документ может быть оформлен как отдельный локальный правовой акт либо включен в локальный акт, определяющий порядок функционирования информационной системы (ресурса), политику информационной безопасности.

8. Документ, определяющий порядок учета предоставления персональных данных третьим лицам.

Целесообразно вести учет предоставления персональных данных третьим лицам (например, в журнале). При отсутствии такого учета будет затруднительно в полной мере выполнять обязанности оператора (например, реализовывать право субъекта персональных данных, предусмотренное ст. 12 Закона, на получение информации о предоставлении персональных данных третьим лицам).

 

Требования к оформлению согласия

 

Если правовым основанием обработки персональных данных является согласие субъекта персональных данных (в отношении несовершеннолетнего — его законного представителя), оно должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 5 Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона согласие субъекта персональных данных представляет собой свободное, однозначное, информированное выражение его воли, посредством которого он разрешает обработку своих персональных данных.

Чтобы оценить, является ли согласие свободным, следует исходить из того, обладает ли субъект персональных данных реальным выбором, давать или не давать свое согласие, либо его согласие является вынужденным, например, в силу связанности согласия с достижением иной, желаемой для него цели (например, заключением договора, осуществлением трудовой функции, зачислением в учреждение дошкольного образования).

В целях обеспечения информированного согласия субъекту персональных данных до начала обработки должна быть предоставлена информация, предусмотренная п. 5 ст. 5 Закона.

Центром разработана примерная форма согласия на обработку персональных данных. Данная форма доступна на сайте Центра (короткая ссылка — clck.ru/yG2V2).

 

Защита персональных данных при размещении фото и видео на сайте учреждения

 

Необходимо ли получать согласие законных представителей воспитанников при размещении их фото и видео на сайте учреждения дошкольного образования?


Не нужно, если основной объект на снимке — не изображение ребенка, а проводимое мероприятие.

В настоящее время в республике принимаются меры по внесению изменений в НПА в целях регулирования вопроса о размещении фотографий и видеозаписей на сайтах организаций.

До внесения соответствующих изменений в акты законодательства государственным учреждениям образования следует руководствоваться Положением о порядке функционирования интернет-­сайтов государственных органов и организаций (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645 (далее — Положение № 645)).

На основании подп. 7.7 п. 7 Положения № 645 размещение по решению руководителя государственного учреждения образования на сайте, в соцсетях фотографий и видеозаписей с изображением участников мероприятия (в т. ч. несовершеннолетних) без получения их согласия в рамках новостного контента, освещения спортивных, культурных, образовательных мероприятий не рассматривается как нарушение Закона Республики Беларусь от 07.05.2022 № 99-З «О защите персональных данных».

Изображение ребенка при этом не должно быть основным объектом на снимке, фотография должна отражать именно проводимое мероприятие.

В случае, если акцент делается на изображении ребенка, то для размещения таких фотографий или видеоизображения необходимо получать согласие законного представителя воспитанника.

свернуть

Права субъекта персональных данных

                              Разъяснения субъекту персональных данных простым и ясным языком:

  1. Последствия дачи согласия субъекта персональных данных:

Оператор получает право на обработку персональных данных соответствующего субъекта персональных данных на основании Политики в отношении обработки персональных данных и как следствие приступает к выполнению полученной соответствующей заявки.

  1. Последствия отказа в даче такого согласия: 

Оператор не получает право на обработку персональных данных соответствующего субъекта персональных данных и как следствие не может приступить к выполнению соответствующей заявки.

  1. Права субъекта персональных данных, связанных с обработкой персональных данных и механизм реализации таких прав в соответствии с ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 7 мая 2021 г. № 99-З “О защите персональных данных”:

Статья 10. Право на отзыв согласия субъекта персональных данных

  1. Субъект персональных данных вправе в любое время без объяснения причин отозвать свое согласие посредством подачи оператору заявления в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона, либо в форме, посредством которой получено его согласие.
  2. Оператор обязан в пятнадцатидневный срок после получения заявления субъекта персональных данных в соответствии с его содержанием прекратить обработку персональных данных, осуществить их удаление и уведомить об этом субъекта персональных данных, если отсутствуют иные основания для таких действий с персональными данными, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами. При отсутствии технической возможности удаления персональных данных оператор обязан принять меры по недопущению дальнейшей обработки персональных данных, включая их блокирование, и уведомить об этом субъекта персональных данных в тот же срок.
  3. Окончание срока действия договора, в соответствии с которым осуществлялась обработка персональных данных, или его расторжение влекут последствия, указанные в пункте 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено этим договором или актами законодательства.
  4. Отзыв согласия субъекта персональных данных не имеет обратной силы, то есть обработка персональных данных до ее прекращения в соответствии с частью первой пункта 2 настоящей статьи не является незаконной. Печатные издания, аудио- либо видеозаписи программ, радио-, телепрограммы, кинохроникальные программы, иная информационная продукция, содержащие персональные данные, выпущенные до момента отзыва согласия субъекта персональных данных, не подлежат изъятию из гражданского оборота.

Статья 11. Право на получение информации, касающейся обработки персональных данных, и изменение персональных данных

  1. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей: наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) и место нахождения (адрес места жительства (места пребывания)) оператора; подтверждение факта обработки персональных данных оператором (уполномоченным лицом); его персональные данные и источник их получения; правовые основания и цели обработки персональных данных; срок, на который дано его согласие; наименование и место нахождения уполномоченного лица, которое является государственным органом, юридическим лицом Республики Беларусь, иной организацией, если обработка персональных данных поручена такому лицу; иную информацию, предусмотренную законодательством. Для получения информации, указанной в части первой настоящего пункта, субъект персональных данных подает оператору заявление в соответствии со статьей 14 настоящего Закона. При этом субъект персональных данных не должен обосновывать свой интерес к запрашиваемой информации.
  2. Оператор обязан в течение пяти рабочих дней после получения соответствующего заявления субъекта персональных данных, если иной срок не установлен законодательными актами, предоставить ему в доступной форме информацию, указанную в части первой пункта 1 настоящей статьи, либо уведомить его о причинах отказа в ее предоставлении. Предоставляется такая информация субъекту персональных данных бесплатно, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
  3. Информация, указанная в части первой пункта 1 настоящей статьи, не предоставляется: если персональные данные могут быть получены любым лицом посредством направления запроса в порядке, установленном законодательством, либо доступа к информационному ресурсу (системе) в глобальной компьютерной сети Интернет; если обработка персональных данных осуществляется: в соответствии с законодательством о государственной статистике; в соответствии с законодательством в области национальной безопасности, об обороне, о борьбе с коррупцией, о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму, о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, о Государственной границе Республики Беларусь; в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством; по вопросам ведения криминалистических учетов; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
  4. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных подает оператору заявление в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона, с приложением соответствующих документов и (или) их заверенных в установленном порядке копий, подтверждающих необходимость внесения изменений в персональные данные. Оператор обязан в пятнадцатидневный срок после получения заявления субъекта персональных данных внести соответствующие изменения в его персональные данные и уведомить об этом субъекта персональных данных либо уведомить субъекта персональных данных о причинах отказа во внесении таких изменений, если иной порядок внесения изменений в персональные данные не установлен законодательными актами.

Статья 12. Право на получение информации о предоставлении персональных данных третьим лицам

  1. Субъект персональных данных вправе получать от оператора информацию о предоставлении своих персональных данных третьим лицам один раз в календарный год бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами. Для получения информации, указанной в части первой настоящего пункта, субъект персональных данных подает заявление оператору в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.
  2. Оператор обязан в пятнадцатидневный срок после получения заявления субъекта персональных данных предоставить ему информацию о том, какие персональные данные этого субъекта и кому предоставлялись в течение года, предшествовавшего дате подачи заявления, либо уведомить субъекта персональных данных о причинах отказа в ее предоставлении.
  3. Информация, указанная в настоящей статье, может не предоставляться в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона, а также если обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об исполнительном производстве, при осуществлении правосудия и организации деятельности судов общей юрисдикции.

Статья 13. Право требовать прекращения обработки персональных данных и (или) их удаления

  1. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора бесплатного прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами. Для реализации указанного права субъект персональных данных подает оператору заявление в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.
  2. Оператор в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, обязан в пятнадцатидневный срок после получения заявления субъекта персональных данных прекратить обработку персональных данных, а также осуществить их удаление (обеспечить прекращение обработки персональных данных, а также их удаление уполномоченным лицом) и уведомить об этом субъекта персональных данных. При отсутствии технической возможности удаления персональных данных оператор обязан принять меры по недопущению дальнейшей обработки персональных данных, включая их блокирование, и уведомить об этом субъекта персональных данных в тот же срок.
  3. Оператор вправе отказать субъекту персональных данных в удовлетворении требований о прекращении обработки его персональных данных и (или) их удалении при наличии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, в том числе если они являются необходимыми для заявленных целей их обработки, с уведомлением об этом субъекта персональных данных в пятнадцатидневный срок

Статья 14. Порядок подачи заявления субъектом персональных данных оператору

  1. Субъект персональных данных для реализации прав, предусмотренных статьями 10–13 настоящего Закона, подает оператору заявление в письменной форме либо в виде электронного документа. Законодательными актами может быть предусмотрена обязательность личного присутствия субъекта персональных данных и предъявления документа, удостоверяющего личность, при подаче им заявления оператору в письменной форме.
  2. Заявление субъекта персональных данных должно содержать: фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания); дату рождения субъекта персональных данных; идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия оператору или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных; изложение сути требований субъекта персональных данных; личную подпись либо электронную цифровую подпись субъекта персональных данных.
  3. Ответ на заявление направляется субъекту персональных данных в форме, соответствующей форме подачи заявления, если в самом заявлении не указано иное.

Статья 15. Право на обжалование действий (бездействия) и решений оператора, связанных с обработкой персональных данных

  1. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия (бездействие) и решения оператора, нарушающие его права при обработке персональных данных, в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
  2. Принятое уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных решение может быть обжаловано субъектом персональных данных в суд в порядке, установленном законодательством.

Статья 19. Ответственность за нарушение настоящего Закона

  1. Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.
  2. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, установленных настоящим Законом, подлежит возмещению. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.
свернуть
поделиться в: